Добро пожаловать на сайт ЮТЭК!

 
 

Модель компетенций бизнес-тренера

 

В настоящее время рынок тренинговых услуг становится всё более сложным, потребности модифицируются,  растет спрос  на  профессиональные тренинговые услуги, а также предъявляется все больше требований к профессионализму тренеров и гарантиям качества бизнес-обучения.       

Чтобы успешно решать задачи современного бизнеса, профессиональные бизнес-тренеры, должны соответствовать следующим требованиям:

  •         обеспечивать высокое качество и практичность предлагаемых решений;
  •         нести ответственность за результаты тренинга;
  •         демонстрировать высокие стандарты работы и специализироваться в отдельных областях (менеджмент, продажи, командообразование, логистика  и т. д.);
  •         выдерживать баланс цена – качество и предлагать прозрачную политику ценообразования;
  •         быть бизнес-ориентированным и понимать ключевые процессы бизнеса;
  •         быть ориентированным на потребителя и не навязывать своих мнений и готовых решений;
  •         уметь проводить качественные исследования и демонстрировать навыки проектного менеджмента.

Во всем мире, работа тренера, как и любого другого специалиста, измеряется и оценивается. Критерии оценки нужны для того, чтобы правильно сделать выбор, оценить уровень профессионализма бизнес-тренера и быть уверенным в том, что квалификация специалиста достаточна для выполнения поставленных перед ним задач.

Независимо от того, с какой целевой аудиторией приходится работать бизнес-тренеру, есть определённый уровень профессионализма, которому должен соответствовать тренер, чтобы обеспечить высокие результаты обучения.

На рис. 1 схематично представлены роли бизнес-тренера, которые он должен исполнять, чтобы соответствовать ожиданиям современного бизнеса, а также задачи, которые он должен решать и сферы ответственности.

 

                                                Рис. 1 Роли бизнес-тренера

 

Сегодня успешный тренер должен быть одновременно стратегом, экспертом в области своей специализации, бизнес-партнёром, заинтересованным в бизнес-результатах заказчика, а также лидером и фасилитатором изменений.

Сферы ответственности бизнес-тренера и первоочередные задачи, которые он должен решать, определяют принципы его профессиональной деятельности (Рис.2.).

 

 

                             Рис.2. Принципы профессиональной деятельности бизнес-тренера

Более подробное описание принципов профессиональной деятельности бизнес-тренера представлено в табл. 1.

                                                                                                                                               Таблица 1

 

Принципы профессиональной деятельности бизнес-тренера

Эффективно взаимодействовать и общаться

Использовать профессиональную речь, которая отвечает особенностям аудитории, бизнес-контексту и их уровню культуры; 

профессионально владеть навыками вербальной и невербальной коммуникации, активного слушания, обратной связи и деловой презентации;

знать интерактивные методы и технологии обучения, применять их в соответствии с целями обучения;

уметь устанавливать контакт с аудиторией, быть эмоционально компетентным.

Улучшать и совершенствовать профессиональные знания и навыки

Расширять знание принципов и методов обучения, разрабатывать стратегии обучения;

постоянно обновлять свои профессиональные навыки и знания предметной и смежных областей, расширять спектр стилей обучения; 

устанавливать и поддерживать профессиональные контакты; 

принимать участие в мероприятиях по профессиональному развитию и повышению квалификации.

Соблюдать профессиональную этику и придерживаться правовых норм

Следовать этическим нормам деятельности бизнес-тренера;

обеспечивать равенство в отношении к участникам процесса обучения;

соблюдать конфиденциальность, прояснять и избегать конфликта интересов Заказчиков; 

уважать интеллектуальную собственность, включая авторские права.

Устанавливать и поддерживать профессиональное доверие

Моделировать образцовое профессиональное поведение бизнес-тренера; 

уважать ценности и точки зрения других;

 демонстрировать экспертные знания области специализации;

 быть гибким и открытым к изменениям;

 согласовывать свою профессиональную деятельность с организационным контекстом и целями Заказчика.

 

Для того, чтобы бизнес-тренер соответствовал ожиданиям современного заказчика, был эффективным и результативным, на основе исследований была разработана модель компетенций бизнес-тренера.

Компетенции – это основные характеристики сотрудника, обладая которыми он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе. Компетенции структурированы

по основным этапам процесса обучения и развития человеческих ресурсов: от этапа оценки потребностей в обучении до внедрения результатов и описаны в табл. 2.

                                                                                                                                                Таблица 2

Компетенции бизнес-тренера

Применение предметных знаний экспертной области для разработки лучших решений

Изучает и анализирует проблемы заказчика;

определяет причинно-следственную связь и предлагает проверенные практикой решения;

 демонстрирует глубокие знания области специализации;

систематизирует свой прошлый опыт и источники информации;

консультирует и обеспечивает, чтобы обучение вносило полезный вклад в развитие бизнеса заказчика.

Изучение потребностей в обучении, особенностей целевой аудитории

Определяет цели и задачи обучения, расставляет приоритеты;  

проводит исследования, систематизирует и анализирует информацию;

владеет навыками проектного менеджмента;

определяет существенные характеристики и особенности участников процесса обучения и управляет их ожиданиями.

Планирование методов и материалов бизнес-тренинга

Знает и планирует методы обучения;

подбирает и адаптирует их с учётом особенностей участников тренинга, условий среды и формата обучения;

умеет определять ключевые моменты тренинга;

подбирает контекстные примеры и разрабатывает рабочие материалы обучения в соответствии с целями и задачами обучения.

Подготовка к тренингу

Предвидит, и готовиться к трудностям, которые могут возникнуть в процессе проведения тренинга;

управлять конфликтами в группе и «сложными» участниками;

планирует и готовит все необходимые вспомогательные материалы, технические средства тренинга и помещение, где будет проходить обучение;

управляет своими эмоциями и соблюдает бизнес-этикет.

Управление процессом обучения

Оценивает и анализирует выполнение задач на каждом из этапов процесса обучения;

 своевременно реагирует на изменения, корректирует ранее разработанный план действий и согласовывает изменения с целями обучения;

 поощряет и поддерживает инициативы по обучению и развитию, доводит их до завершения;

 развивает сотрудничество со всеми участниками процесса обучения;

 воспринимает и обдумывает идеи, предложенные другими;

 устанавливает правила тренинга, определяет основные ожидания участников тренинга, устанавливает ясные цели, применяет принципы управления временем. Он открыт и внимателен;

 умеет задавать вопросы, управлять дискуссией, объяснять и обобщать, делать выводы;

 предоставляет чёткую, своевременную и конкретную обратную связь;

 препятствует нежелательному поведению участников тренинга, доводит учебные мероприятия до завершения;

 поощряет устремления участников тренинга к саморазвитию, создаёт располагающие к обучению условия и мотивационный климат;

 обеспечивает участников тренинга условиями и возможностями для достижения успеха в их профессиональной деятельности, поощряет и стимулирует применение новых знаний и навыков на практике.

Оценка эффективности и результатов обучения

 

Берёт на себя ответственность за результаты обучения, устанавливает критерии успеха и оценки обучения;

отслеживает и анализирует реакцию участников тренинга;

 определяет и оценивает результаты обучения и ценность для бизнеса;

 оценивает эффективность применения методов, учебных материалов, условий обучения;

 проводит самооценку, открыт к критике, делает выводы и совершенствует своё мастерство;

 составляет отчётную документацию, умеет разрабатывать рекомендации.

Разработка стратегии внедрения результатов обучения

Обеспечивает условия для синтеза и интеграции новых знаний и навыков;

 исследует и определяет условия, которые могут способствовать или осложнять применение приобретенных во время тренинга навыков и знаний на практике;

 обеспечивает возможности для практики приобретенных навыков;

 поощряет участников тренинга разрабатывать собственные концепции и идеи;

 способствует постоянному использованию навыков и знаний в ежедневной деятельности;

 определяет и разрабатывает план внедрения изменений по результатам обучения;

 обеспечивает возможности для непрерывного процесса совершенствования приобретенных знаний и навыков.

 

Описанные выше принципы профессиональной деятельности бизнес-тренера и модель компетенций уже нашли своё применение в лучших отечественных практиках. Международные стандарты и принципы профессиональной деятельности бизнес-тренера заложены в основу профессиональной подготовки бизнес-тренеров в лучших школах России и корпоративных университетах. Также эти стандарты дают тренеру возможность профессионально совершенствоваться, а работодателю – сделать правильный выбор на рынке тренерских услуг.

 

Консультант по обучению и развитию

АНО Уральский Консультационный

Центр «ЮТЭК»

Байкова О.Ю.

Источники:

1.     Компетенции бизнес тренера // http://www.4trainers.net/index.php?newsid=112

2.     Кукушкин М. Компетенции бизнес тренера // М. Кукушкин, httt://www.job-today.ru

3.     Лемещук Р. Подготовка бизнес-тренера: стандарты работы и модель компетенций бизнес-тренера под потребности современного бизнеса // Р. Лемещук, httt://www.addwize.com