Добро пожаловать на сайт ЮТЭК!

Влияние профессионального выгорания

                   на экономическую эффективность бизнеса                

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них. Профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека.

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о профессиональном выгорании.

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Первая стадия данного синдрома характеризуется забываниями каких-либо деталей и мелочей.

Второй этап синдрома профессионального выгорания характеризуется значительной потерей интереса к работе и к общению, как с коллегами, так и с членами семьи. Особенно человек не желает каким-либо образом контактировать с теми, с кем приходится сталкиваться по роду своей деятельности. Это может быть начальство, клиенты и т.п. У такого специалиста часто может возникать ощущение в духе «неделя длится невыносимо долго», «четверг кажется пятницей» и прочих. К концу рабочей недели у такого человека наступает апатия, и проявляются соматические симптомы, такие как отсутствие сил, недостаток энергии, головные боли по вечерам и «мертвый» сон без сновидений. Такие люди склонны к простудным заболеваниям и проявляют повышенную раздражительность.

Третий этап характеризуется полнейшим личностным выгоранием, сопровождаемым потерей всякого интереса к работе и жизни. Человеку свойственно эмоциональное безразличие, ощущение беспрерывного упадка сил и потеря остроты мышления. Такие люди стремятся к уединению. Все контакты ограничиваются домашними животными и одинокими прогулками на природе.

Рассмотрим основные факторы профессионального выгорания, а также психологические особенности людей, которые могут привести к подобной проблеме.

В-первую очередь подвержены профессиональному выгоранию личности, которые по долгу службы вынуждены постоянно общаться с людьми. Сюда можно отнести руководителей, менеджеров по продажам, социальных и медицинских работников, консультантов, преподавателей, полицейских и т.п. Быстрее всего «выгорают» люди интроверты, психологические особенности которых абсолютно не подходят для постоянных коммуникативных контактов с людьми. Такие личности не обладают избытком жизненной энергии, отличаются скромностью и застенчивостью, склонны концентрироваться на предмете своей деятельности. Именно такие люди, которые характеризуются относительной замкнутостью, способны постоянно накапливать эмоциональный дискомфорт, при этом, не «выбрасывая» свои переживания во внешнюю среду.

Эмоциональное и профессиональное выгорание также может коснуться людей, которые постоянно испытывают внутренний конфликт в связи со своей профессиональной деятельностью. Отличным примером могут стать женщины, которые «разрываются» между работой и семьей или испытывают постоянный прессинг из-за того, что есть необходимость постоянно доказывать свои возможности и профессионализм в конкуренции с представителями сильного пола.

Также выгоранию подвержены те работники, над которыми постоянно висит угроза потери рабочего места. Например, в России это относится к специалистам, возраст которых перевалил за 45 лет. Страх потерять и не найти новую работу может стать основанием для развития столь распространенного синдрома.

С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.

Наконец, важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

 Шесть причин профессионального выгорания:

1.     Перегрузка. Близкие к «выгоранию» люди постоянно работают и постоянно думают о работе. Тем, у кого работы мало, профессиональное выгорание точно не грозит.

2.     Невозможность контроля. Страдают от “выгорания” и те, кого начальство ставит в жесткие рамки, не давая сделать ни одного самостоятельного шага, и те, у кого на работе ситуация близка к хаосу и никто ни за что не отвечает.

3.     Недостаточное поощрение. Это может быть небольшая зарплата, но чаще люди «выгорают» от того, что не получают признания. В тех организациях, где сотрудников не принято хвалить, профессиональное выгорание случается намного чаще.

4.     Разрушение общности. На работе существует неразрешенный конфликт, и человек не знает, как исправить положение.

5.     Несправедливость. Сотрудник работает хорошо и много, но повышение, награду, важные поручения получают другие. Именно эта причина приводит к развитию цинизма.

6.     Ценностный конфликт. Верит человек в одно, а на работе приходится делать совсем другое – например, ежедневно врать. Многие говорят, что от этой раздвоенности у них истощается душа.

Три группы симптомов синдрома профессионального выгорания:  психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам относятся такие, как:

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
  • возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин.

К социально-психологическим симптомам относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

               Среди работодателей существует тенденция  возлагать ответственность за выгорание на самих сотрудников. Работодатели полагают, что, если у сотрудника нет прежней энергии, внутренней мотивации, если качество его работы стало хуже, а поведение стало отличаться деструктивностью, то причины этого кроются в личности самого работника. Следовательно, такого сотрудника необходимо уволить и найти ему «свежую» замену. Однако результаты многих исследований показывают, что на психическое истощение оказывают более сильное влияние не личностные характеристики сотрудника, а ситуация, среда в которой он трудиться, система работы. Если не пересмотреть систему работы с персоналом, условия работы, то «свежая» замена приведется все к тем же результатам.

Итак, почему же выгорают сотрудники?

Как было сказано ранее, причиной выгорания является затяжной хронический стресс. Он и приводит к нарушению дееспособности и потере кадровых ресурсов. Разрушающее воздействие стресса отмечается даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях. Проблема управления стрессом на предприятии становится все более актуальной, потому, что быстро меняется экономическая, политическая ситуация, увеличиваются нервно - психологические нагрузки, происходит диверсификация производства, постоянно растет конкуренция и обостряется борьба за рынки сбыта.

Три вида стресса, возникающих на предприятии:

1.      Рабочий стресс - возникает из-за причин, связанных с работой, условиями работы и места работы.

2.       Профессиональный стресс - из-за причин, связанных с видом деятельности.

3.      Организационный стресс - влияние на сотрудника особенностей организации, в которой он работает, ее организационной культуры и межличностных отношений.

Таблица 1. Источники рабочих стрессов

Содержание работы

Рабочее место

Социальные условия

Большие объемы работы

Шумы, вибрации, слишком яркое или слишком тусклое освещение

Напряженный психологический климат в коллективе

Сложный уровень заданий

Наличия факторов опасности или вредности

Разобщенность сотрудников, отсутствие сплоченности

Повышенная ответственность

Состав воздуха на рабочем месте (газы, неприятные запахи, запах «столовой»)

Психологическая несовместимость коллег

Информационная «перегрузка»

Опасное производство

Конфликты

Временные ограничения на выполнения заданий

Ненадежная техника

Переживание низкого статуса в коллективе

Отсутствие типовых решений задач, выполнения задания; нет четких инструкций, алгоритмов.

Недостаток необходимой техники, приборов, инструментов для выполнения задания

Внутренняя конкуренция

 

«Непонятная» или неразборчивая текстура

Личное недоверие к достижимости целей организации, решениям руководства, к коллегам.

 

Недостаточное количество информации для выполнения задания

Частая критика и наказания

 

Конструкция рабочего места, обзор, недосягаемость до руководства.

 

 

«Унылый», «депрессивный» дизайн (интерьер) помещения

 

Таблица 2. Источники профессиональных стрессов

Непосредственно профессиональные

Морально - нравственные

Индивидуально - психологические

Низкая квалификация для выполнения заданий

Недисциплинированность

Отсутствие возможности развивать способности и профессионально - важные качества

Отсутствие  должного профессионального опыта

Профессиональная безответственность

Неинтересная работа

Кризис карьеры

Неорганизованность, неумение управлять рабочим временем, отсутствие  порядка на рабочем месте.

Трудовая направленность противоречит внутренним стремлениям

Неудовлетворенность профессиональными результатами

Нравственная незрелость, неумение противостоять искушениям

Особенности личности (тревожность, ригидность, агрессивность, эмоциональная реактивность и т.п.)

 

 

Психические состояния (уровень готовности, фобии, утомлении, депрессия)

 

 

Хронические заболевания

 

 

Биологические ритмы

 

 

Вредные привычки

 Таблица 3. Источники организационных стрессов

Организационная структура

Организационные процессы (бизнес - процессы, производственные процессы)

Система управления персоналом

Отсутствие  специализации и разделения труда

Цели деятельности неясные, нереальные, противоречивые.

Неудовлетворительная оплата труда

Структура организации не соотносится с ее функциями.

Отсутствует обратная связь о результатах деятельности

Отсутствие  четкой политики найма персонала (эмоциональный, импульсивный поиск и набор персонала)

Авторитарная, директивная система управления

Отсутствует система профессиональной подготовки, обучения.

Отсутствие оценки деятельности труда

Нечеткая постановка задач, отсутствие формализации заданий

 

Режим работы

Отсутствие кадровой политики, карьерного роста

 

Отсутствие охраны труда и техник безопасности

 

 

Отсутствие социальных пакетов и проявления заботы о здоровье сотрудников

Что же должен знать каждый руководитель для профилактики и управления профессиональным выгоранием сотрудников?

Однозначно установлено, что выгорание сотрудников сказывается на снижении динамичности развития бизнеса и потере прибыли.  Это сопряжено с тем, что последствиями выгорания сотрудников становится ухудшение качества работы, обслуживания клиентов, их потеря, снижение репутации компании, уменьшение преданности и лояльности персонала к организации, текучесть кадров, необходимость новых затрат на подбор и обучение персонала и т.д.

Специалисты в области стресс-менеджмента полагают, что выгорание заразно. Те, кто подвержен этому процессу, становятся циниками, негативистами, пессимистами, способными «втянуть» в это состояние целые отделы и даже всю организацию.

Для профилактики профессионального выгорания сотрудников необходимо понимать социально - психологические, личностные и профессиональные факторы риска выгорания и управлять процессами, выстраивать организацию с учетом этих факторов.


Терещук Н.И.

Консультант по управлению

и организационному развитию

АНО «Уральский Консультационный центр «ЮТЭК»

 

Литература

Элитариум: Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru).
 Е. Ерофеев, бизнес-тренер, генеральный директор регионального центра тренинга и консультирования "РЕЦЕТРИК"Конец формы