Добро пожаловать на сайт ЮТЭК!

Обоснование выбора компетентностей и компетенций для оценки руководителей (кандидатов в группу резерва руководителей)

 

Основным элементом любых оценочных технологий, обязательным условием надежности и достоверности получаемых результатов, является деятельность по формированию компетентностей и критериев для оценки. В результате работы по формированию компетентностей и их содержания (критериев оценки) создается модель с описанием умений, навыков и способностей, необходимых эффективному руководителю. И уже на основании этой модели в дальнейшем разрабатывается программа проведения оценочных процедур.

Сегодня большая часть стоимости организации связана с человеческим ресурсом. Для формирования такого ресурса современному руководителю необходимо работать с каждой личностью в   организации (подразделении).

Поэтому эффективный руководитель должен быть способен к достижению определённого результата на нескольких уровнях: уровень личности, уровень группы, уровень деятельности и уровень взаимодействия.

 

Для выполнения этой комплексной задачи руководитель должен обладать набором компетентностей, которые в общем виде можно описать следующим образом:

ГРУППА. На уровне группы - организационная компетентность (организационное лидерство), базирующееся на готовности и способности руководителя создавать необходимые условия для эффективной работы - как коллектива, так и отдельных работников (в том числе понимаемые как результат реализации управленческих функций: постановка задач, контроль и т.д.).

ЛИЧНОСТЬ. На уровне личности - эмоциональная компетентность (эмоциональное лидерство). Здесь - способность руководителя создать и сплотить коллектив, организовать конструктивное взаимодействие членов команды, его авторитетность, определяющая в конечном итоге степень влияния данного руководителя на своих подчиненных, способность повести за собой и выступить в роли наставника.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. На уровне деятельности - интеллектуальная компетентность (интеллектуальное лидерство). Это – определённые требования к общему уровню интеллектуального развития руководителя, определяющие его интеллектуальный потенциал и соответствующий набор связанных с характеристиками мышления и работой с информацией способностей для решения сложных или нестандартных профессиональных и управленческих задач.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. На уровне взаимодействия - коммуникативная компетентность (коммуникативное лидерство), понимаемое как способность устанавливать конструктивные деловые отношения с людьми, формировать и поддерживать контакты во внутренней и внешней для организации (подразделения) среде.

 

В результате мы получаем для оценки кандидатов в группу резерва руководителей следующий набор компетентностей:

1. Организационная компетентность (организационное лидерство).

2. Эмоциональная компетентность (эмоциональное лидерство).

3. Интеллектуальная компетентность (интеллектуальное лидерство).

4. Коммуникативная компетентность (коммуникативное лидерство).

 

Для каждого типа компетентностей в отдельности определяются минимально достаточные для целей оценки наборы компетенций (критериев), сформулированные, как правило, в терминах наблюдаемого поведения и раскрывающие основную сущность данной компетентности.

            

Пример формирования компетенций для
оценки руководителей и кандидатов в группу резерва руководителей

  

Компетентности

Компетенции

Организационная компетентность

· руководство группой

· способность к планированию

· способность принимать решения

· предусмотрительность

· способность к делегированию

Эмоциональная компетентность

· авторитетность

· способность организовать взаимодействие в группе

· эффективность взаимодействия с людьми

· способность к командной работе

· способность контролировать эмоции

Интеллектуальная компетентность

· аналитические способности

· способность к проблематизации

· способность работать с большим объемом информации

· способность систематизировать информацию

Коммуникативная компетентность

· умение слушать

· способность формулировать мысли

· способность убеждать других

· логичность и последовательность изложения материала

· способность к аргументации

 

 Преимущества предлагаемой для оценки модели компетентностей:

1. Компетентности и компетенции отражают сущность управленческой деятельности и служат основанием для оценки управленческого потенциала участников оценки.

2. Бальные значения по каждой из компетентностей и компетенций позволяют сравнить степень выраженности потенциала участников и принять взвешенные решения.

3. Определение степени выраженности каждой компетентности и компетенции позволяет спланировать не только программы обучения и развития, но и определить предпочитаемое направление деятельности и карьеры для каждого участника оценки.

  • из отдельных личностей создавать группу, живущую по согласованным законам;
  • планировать, организовывать и контролировать весь процесс деятельности подчинённых - как отдельных работников, так и коллектива в целом;
  • решать сложные управленческие задачи, формировать знания у подчиненных ему сотрудников, сохранять эти знания и преумножать их;
  • эффективно взаимодействовать на разных уровнях управленческой иерархии.

     

 

Автор материала:

Мякушкин Д.Е. – бизнес-партнер АНО Уральский Консультационный Центр «ЮТЭК»