Добро пожаловать на сайт ЮТЭК!

Бизнес-процесс «Техническое обслуживание и ремонт оборудования (ТОРО)». Применение принципов бережливого производства (LeanProduction).
 
             Бизнес-процессы и потоки создания ценности на современном предприятии становятся все более комплексными и взаимно интегрированными, что создает благоприятные условия для эффективного внедрения Бережливого подхода к управлению предприятием, позволяя учитывать
влияние всех факторов, воздействующих на процессы создания ценности.
            Техническое обслуживание и ремонт оборудования (ТОРО), как бизнес-процесс, в котором участвуют различные подразделения предприятия, также требует комплексного подхода.
            По данным западных исследователей, благодаря эффективному построению процессов техобслуживания,  простои оборудования могут быть сокращены на 5–20 %, на 5–30 % увеличивается срок полезного использования оборудования, в части оптимизации складских запасов и закупок запчастей и материалов экономия может достигать 10–30 %, производительность персонала повышается на 10–50 %.  В целом по России,   производственное оборудование в основном выработало свой ресурс и требуются весьма существенные затраты на ремонты, в связи с чем повышается риск аварий и отказа оборудования, а каждая внеплановая остановка производственных линий ведет к снижению объема производства и дополнительным затратам.
На сегодняшний день российские предприятия, внедряющие у себя идеи Lean, акцентируют свое внимание в основном на оптимизации производственных процессов и почти игнорируют сферу техобслуживания и ремонтов (ТОРО). Причины такой недооценки кроются в отношении руководства предприятий к техническому обслуживанию и ремонтам как к вспомогательной деятельности. Если же говорить о предприятиях ЖКХ (водоканалы, теплофикация, электроснабжение), где ТОРО является фактически основным производственным процессом, то принципы Бережливого производства должны являться основными для повышения эффективности деятельности этих предприятий.
           Бережливое техобслуживание – это применение принципов Lean к процессам техобслуживания и ремонтов, т.е. к таким вопросам, как управление запасами и закупками запчастей и расходных материалов, учета стоимости инструментов, предотвращение поломок, аварий и простоев, работа с обслуживающим персоналом, его обучение. Эффективный менеджмент предприятий подразумевает взаимосвязь всех этих факторов, влияющих на управление техническим обслуживанием и на общий результат.
          Эффективное управление, построенное на принципах Бережливого производства в сфере ТОРО, как и в любых других сферах, требует постоянного внимания, оценки достигнутых результатов, внесения корректировок и улучшений. Приняв решение распространять практики Бережливого производства на ТОРО, предприятие должно принять меры к вовлечению в процесс планирования и внедрения всех заинтересованных сторон. В их число входят как внутренние подразделения предприятия (производственные цеха, складские подразделения, транспортные и логистические службы), так и внешние контрагенты (поставщики запчастей и деталей, аутсорсинговые компании).
            В соответствии с концепцией Бережливого производства повышение эффективности и прибыльности может быть достигнуто путем выявления и избавления от “потерь”, под которыми подразумевается сокращение избыточных и непродуктивных затрат предприятия, а также за счет рационализации производственных и бизнес-процессов и более эффективного использования основных фондов и квалифицированного персонала.
          Бережливый подход к сфере техобслуживания не означает приобретение новых технологий. Однако нужно сказать, что использование IT-технологий позволяет выделить дополнительные возможности для усовершенствований и играет существенную роль во внедрении и развитии Lean-практик техобслуживания на предприятии, эффективно решая такие задачи, как:
♦  сбор и анализ данных, необходимых для реализации дальнейших шагов по бережливому техобслуживанию;
♦  отслеживание с помощью соответствующих программных средств процессов использования запчастей и затрат;
♦  мониторинг эффективности профилактического обслуживания и соответствующих тенденций возникновения поломок.
       Поэтому информационные технологии становятся неотъемлемой частью успешных внедрений “бережливого” техобслуживания и ремонтов и позволяют сделать процессы в этой сфере производства «прозрачными» и управляемыми.  
 
Руководитель департамента
управленческого консультирования
НП Уральский Консультационный
Центр «ЮТЭК»
Тарасов С.В.