Добро пожаловать на сайт ЮТЭК!

 

 

Терещук Н.И.
АНО «Уральский Консультационный центр «ЮТЭК»
Профессиональные стандарты
 как основа подготовки квалифицированных кадров
 
 
Проблемы обеспечения качества рабочей силы, формирования эффективных механизмов ее поддержания и повышения, взаимодействия сфер труда и образования имеют большое значение для России. Формирование и развитие профессионала на этапе профессиональной подготовки невозможно без разработки образовательных и профессиональных стандартов. В настоящее время проблема формирования профессиональных стандартов и их сопряжение с образовательными стандартами приобретает особую актуальность. Это обусловлено пересмотром норм многих видов деятельности, появлением новых профессий, изменением содержания профессий, средств и условий труда.
         Профессиональные стандарты могут быть внутрифирменными, отраслевыми, региональными, национальными и международными. Использование профессиональных стандартов, по мнению зарубежных, экспертов вносит значительный вклад в развитие, как сферы труда, так и образования. В сфере труда профессиональные стандарты содействуют: формированию и поддержанию высокого профессионального уровня рабочей силы, соответствующего потребностям производства; повышению производительности и конкурентоспособности; определению потребностей в рабочей силе и профессиональной подготовке; эффективному, обоснованному подбору кадров и проведению «внутрифирменного» профессионального обучения, аттестации и сертификации квалификаций и др. В сфере образования профессиональные стандарты используются при разработке программ профессиональной подготовки, методов оценки, сертификации и аккредитации всех видов профессионального обучения, отвечающих потребностям экономики; обеспечении сопряженности образовательных программ разного уровня и вида и усиления целостности всей системы профессиональной подготовки и, следовательно, построения эффективной и гибкой системы, способной быстро и адекватно отвечать на изменения в социально-экономической сфере [3].
         В России по инициативе Национального агентства развития квалификаций и РСПП разработаны положение о профессиональном стандарте и методика разработки профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты в РФ рекомендуется разрабатывать на основе «Макета профессионального стандарта», утвержденного распоряжением президента РСПП № РП-46   от 28 июня 2007г.
    В соответствии с указанными документами структура   профессиональных стандартов включает  в себя наименование вида трудовой деятельности (составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций), должностей и соответствующие им квалификационные уровни (совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности), карточку видов трудовой деятельности, перечень единиц профессионального стандарта (структурных элементов профессионального стандарта, содержащих развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности), описание единиц профессионального стандарта по трудовым функциям, рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков и др. Кроме того профессиональные стандарты могут интегрировать в себя и описание этических норм деятельности, обязательных к принятию и соблюдению всеми членами профессионального сообщества. 
             Рассмотрим содержание следующих понятий: профессионализм личности и деятельности, ключевые компетентности, компетенции, квалификации.
      Под профессионализмом деятельности понимается качественная характеристика субъекта деятельности, которая отражает высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Под профессионализмом личности понимается качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития ПВК, личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации. Ключевые компетентности, компетенции и квалификации составляют квалификационную характеристику профессионализма [1].  
      Образовательные стандарты направлены на обеспечение профессионализма деятельности. Основными профессионально-психологическими компонентами для их разработки являются требования к уровню профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональной квалификации специалиста, способам и алгоритмам решения профессиональных задач, а также ключевые компетентности. Профессиональные стандарты направлены на обеспечение профессионализма личности (требования к уровню развития ПВК, личностным качествам работника и т.д.). Основными профессионально-психологическими компонентами для их разработки являются ключевые квалификации, компетенции, акмеологические инварианты профессионализма [5].  
          Рассматривая различия между понятиями «компетентность и компетенция»,   Э.Ф. Зеер    подчеркивает, что «знания, умения и опыт определяют компетентность человека; способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливает компетенцию образованной и профессионально успешной личности» [2].   
         Под ключевой квалификацией понимается комплекс психологических качеств, способностей, знаний, умений и навыков специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение определенной профессиональной функции (или нескольких функций) и составляющий один из компонентов общей квалификации работника (Зеер Э.Ф.). Ключевые квалификации подразделяют на три группы: узкопрофессиональные (специальные знания, умения, навыки, комплексы профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств, действующие в рамках одной профессии или специальности; быстро устаревают в связи с изменением профессиональной деятельности и воздействия социально-экономических факторов), полипрофессиональные (актуальные для группы профессий или специальностей; помогают специалисту действовать более эффективно в профессиональной среде, работать с большей отдачей, обеспечивают качество и надежность труда в рамках родственных профессий; имеют продолжительный период старения и остаются актуальными в течение длительного срока), экстрафункциональные (не связаны с конкретными профессиональными функциями, используются в любой профессиональной среде).
Использование профессиональных стандартов при разработке программ профессиональной подготовки необходимо. Однако существует ряд препятствующих объективных факторов: в настоящее время не приобретен достаточный опыт разработки профессиональных стандартов; профессиональные стандарты разработаны не на все профессии; только часть стандартов имеет статус утвержденных (профессиональные стандарты в области авиастроения, информационных технологий, индустрии гостеприимства, питания, руководителя организации); структура и содержание профессиональных стандартов в РФ варьирует в широких пределах; не отработана процедура сопряжения профессиональных и образовательных стандартов; недостаточны навыки эффективного взаимодействия бизнес образования и профессиональных сообществ по сопряжению профессиональных и образовательных стандартов и др. Также отсутствует четкость в понимании того, какие профессиональных стандарты (внутрифирменные, отраслевые, региональные, национальные или международные) следует брать за основу при разработке программ профессиональной подготовки, методов оценки, сертификации и аккредитации всех видов профессионального обучения.
       Несмотря на существующие сложности в России активно проводится обсуждение и поиск основ сопряжения профессиональных и образовательных стандартов. Предполагается, что в качестве основы сопряжения образовательных и профессиональных стандартов можно рассматривать акмеологические психологические концепции профессионализма и профессионального развития, а также концепцию профессионально-образовательного пространства личности. Именно они позволят выделить профессионально-психологические компоненты, необходимые для разработки профессиональных и образовательных стандартов.  
        
       Список литературы:
1. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбруг, 2000.
2. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург, 2002.
3. А.Н. Лейбович,   О. Д. Прянишникова Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта «Промышленник России», март 2008, стр. 37-41.
4. Положение о профессиональном стандарте. Распоряжение Президента РСПП № РП – 46 от 28.06.2007г.
5. Тукачев Ю.А. Образовательные и профессиональные стандарты: поиск теоретико-методологических оснований//Психология профессионально-образовательного пространства личности: сб. науч. ст./Науч. ред. д.пс.н., профессор Глуханюк Н.С. Екатеринбург, 2003. с. 142 – 148.