Добро пожаловать на сайт ЮТЭК!

 

 

Васильева И.С.
АНО «Уральский Консультационный центр «ЮТЭК»
Корпоративные профессиональные стандарты
 
           Развитие рыночных отношений в России, активное вовлечение ее в мировое экономическое пространство предопределяют новые требования к качеству и профессиональному уровню подготовки кадров. Дополнительное профессиональное образование менеджеров на предприятии необходимо рассматривать как одну из центральных и актуальных проблем современной профессиональной педагогики, при этом при разработке корпоративной системы обучения следует ориентироваться на профессиональные стандарты.
           В настоящее время существуют отраслевые, национальные, международные профессиональные стандарты. Для решения собственных кадровых задач предприятию необходимо адаптировать указанные стандарты под конкретные условия производства, что предполагает разработку корпоративных профессиональных стандартов. В корпоративных профессиональных стандартах формулируются требования к персоналу в соответствии с используемыми на предприятии технологиями и уровнем организационной культуры, а также описывается система критериев внутрифирменной оценки персонала.
           В отличие от должностной инструкции, которая регламентирует процесс разделения труда, корпоративный профессиональный стандарт регламентирует требования к качеству персонала. Сравнительный анализ функций должностных инструкций и корпоративных профессиональных стандартов представлен в табл.1.
 

 

Таблица 1
Сравнительный анализ функций должностных инструкций
и корпоративных профессиональных стандартов
 
Функции
Должностная инструкция
Корпоративный профессиональный стандарт
Назначение документа
перечень действий, прав, обязанностей и ответственности сотрудника
система критериев внутрифирменной оценки персонала, перечень основных требований предприятия к персоналу
Объект оценки
процесс выполнения работы
профессиональный и личностный потенциал работника
Цель
- рациональное распределение функциональных обязанностей между работниками;
- определение функциональных связей работника и его отношения с другими специалистами;
- определение соотношения прав и обязанностей работника.
- формулировка требований к персоналу в соответствии с используемыми на предприятии технологиями и уровнем организационной культуры;
- создание системы критериев внутрифирменной оценки персонала;
- подтверждение квалификации персонала;
- стимулирование индивидуального профессионального роста персонала;
- определение направлений внутрифирменной профессиональной подготовки персонала.
Структура документа
• общие положения;
• общие задачи;
• основные функции;
• полномочия по работе;
• сфера ответственности;
• квалификационные требования и необходимые качества сотрудника;
• области взаимодействия.
• требования к образованию и стажу работы в зависимости от квалификационной категории;
• требования к профессиональным характеристикам (знания, умения, навыки);
• требования к личным качествам и психофизиологическим особенностям;
• медицинские ограничения;
• требования к процедуре оценки профессиональной квалификации.
Область применения
конкретное подразделение, где работает сотрудник
управление персонала, руководители структурных подразделений

 

        Корпоративные профессиональные стандарты могут применяться при подборе персонала для определения уровня готовности соискателя к исполнению профессиональных обязанностей в предполагаемой должности; при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей; для определения потенциальных возможностей служебного роста работников из состава кадрового резерва, разработки индивидуальных и корпоративных
планов развития; в качестве основы для разработки и совершенствования критериев и процедур при проведении внутрифирменной оценки персонала; для определения соответствия работника занимаемой должности, установления категории и тарифного разряда оплаты труда и др.
             Таким образом, благодаря формулированию в корпоративных стандартах требований к персоналу в соответствии со стратегическими планами организация имеет возможность гибко регулировать компетентность персонала в зависимости от своих потребностей.